среда, 17 августа 2011 г.

Цитаты из книги "Программист-прагматик. Путь от подмастерья к мастеру"

На прошлой неделе закончил читать книгу Эндрю Ханта и Дэвида Томаса "Программист-прагматик. Путь от подмастерья к мастеру".

Читал книгу в формате FictionBook на своем смартфоме Samsung Galaxy S с помощью замечательной программы-читалки Cool Reader.

Впечатления очень положительные. Изложение в книге не сложное, так как там практически отсутствуют точные технические сведения, как это часто бывает в нашей технической литературе.

Авторы раскрывают скорее принципы, которыми должен руководствоваться любой программист в своей повседневной работе.

Крайне рекомендую прочитать эту книгу любому программисту, независимо от его уровня. Начинающий разработчик найдет для себя целый срез полезных знаний, опытный разработчик также с очень большой вероятностью найдет для себя что-то новое.

Лично мне читать эту книгу было крайне легко, так как большую часть вещей изложенных в книге я уже использую в своей повседнемной работе. Очень понравилась компактность изложения и столь большое количество системных советов, которыми могут руководствоваться разработчики независимо от их профиля и выбранной платформы.

Ниже привожу цитаты из книги, которые мне понравились.


(Об управлении временем жизни у зависимых объектов)

Есть три основных варианта развития событий:
1. Структура верхнего уровня также несет ответственность за освобождение любых входящих в нее подструктур. Затем эти структуры рекурсивно удалят данные, содержащиеся в них, и т. д.
2. Структура верхнего уровня просто освобождается. Любые структуры, на которые она указывает (и на которых нет других ссылок), становятся "осиротевшими".
3. Структура верхнего уровня отказывается освобождать себя, если в нее входят какие-либо подструктуры


Хотя принцип "модель-визуальное представление-контроллер" обычно реализуется в контексте графического интерфейса, на самом деле он является универсальной методикой программирования. Визуальное представление – это некая интерпретация модели (возможно, подмножества), и она не обязана быть графической. Контроллер в большей части является механизмом координации и не должен ассоциироваться с устройством ввода любого типа.

Подсказка 24: Занимайтесь устранением проблемы, а не обвинениями

Программное обеспечение работает несколько по-иному. В отличие от строительства, написание программ ближе к садоводству, оно ближе к живой природе, чем к бетонным конструкциям. Вы высаживаете в саду множество растений согласно первоначальному плану и условиям. Некоторые растения разрастаются, другим же уготована компостная яма. Вы можете пересаживать растения друг относительно друга, чтобы извлечь пользу из взаимодействия света и тени, ветра и дождя. Переросшие растения разрубают или обрезают, растения определенного цвета пересаживают на другие участки, где они становятся более приятными глазу с точки зрения эстетики. Вы выпалываете сорняки и подкармливаете растения, которые нуждаются в дополнительном питании. Вы постоянно следите за состоянием сада и при необходимости вносите изменения (в почву, растения, общий план)

Метафора садоводства намного ближе к реальности разработки программного обеспечения. Возможно, некая программа переросла себя или пытается осуществить слишком много – ее необходимо разбить на две. Все, что не получается в соответствии с планом, подлежит прополке или обрезке.

Попробуйте объяснить этот принцип вашему шефу, пользуясь аналогией с медициной: рассматривайте программу, нуждающуюся в реорганизации,реорганизации, как «опухоль». Чтобы удалить ее, требуется хирургическое вмешательство. Вы можете начать сразу и извлечь ее, пока она небольшая. Но если вы будете ждать, пока она вырастет и распространится, то ее удаление станет более дорогой и опасной процедурой. Подождите еще, и вы можете потерять пациента окончательно.


Многие книги и учебные пособия относят процедуру сбора исходных требований к начальной фазе проекта. Термин «сбор» напоминает о племени счастливых аналитиков, занимающихся собирательством камней-самородков мудрости, разбросанных по земле на фонеприглушенного звучания "Пасторальной симфонии". Этот термин напоминает о том, что все требования уже имеются в наличии, нужно лишь отыскать их, положить в корзину и весело шагать дальше.
Это не совсем так. Требования редко лежат на поверхности. Обычно они находятся глубоко под толщей предположений, неверных представлений и политики.


Важно обнаружить основополагающую причину того, почему пользователи поступают определенным образом, а не так, как они привыкли это делать. В конечном итоге разрабатываемой программе придется решать проблемы их бизнеса, а не просто отвечать их заявленным требованиям.

Вы отклонились от графика выполнения проекта или уже отчаялись увидеть систему работающей, поскольку конкретную проблему "невозможно решить". В этот момент необходимо сделать шаг назад и задать себе несколько вопросов:
• Существует ли более простой способ?
• Вы пытаетесь решить главную проблему или отвлекаетесь на второстепенные технические детали?
• Почему это является проблемой?
• Что делает эту проблему столь сложной для решения?
• Стоит ли делать это именно таким образом?
• Стоит ли это делать вообще?
И во многих случаях секрет удивительным образом раскроется перед вами, как только вы попробуете ответить на один из этих вопросов.


Подсказка 59: Дорогие инструменты не всегда создают лучшие решения

Конечно, в разработке программ есть место формальным методам. Однако, столкнувшись с проектом, философия которого заключается в изречении "диаграмма класса и есть приложение, все остальное – лишь механическое составление текста программы", знайте, что имеете дело с проектной командой, которая уцепилась за плавучее бревно и медленно гребет к берегу.


В группе L Стоффел руководит шестью первоклассными программистами – это руководящая работа, которую можно приравнять к управлению бродячими котами.
Журнал "Washington Post" от 9 июня 1985 г.


Подсказка 66: Дефект должен обнаруживаться единожды

Если дефект проскальзывает через сеть существующих тестов, вам необходимо добавить новый тест, чтобы поймать его в следующий раз.


В абстрактном смысле приложение успешно, если оно корректно реализует свои спецификации. К сожалению, это и оплачивается лишь абстрактно.
В действительности успех проекта измеряется тем, насколько он соответствует надеждам своих пользователей. Проект, не оправдавший их надежд, обречен на неудачу, неважно, насколько хорошо он соответствовал срокам.


Программисты-прагматики не уклоняются от ответственности. Вместо этого они испытывают радость, принимая вызовы и распространяя свой опыт. Если мы несем ответственность за проектное решение или фрагмент программы, мы делаем работу, которой можем гордиться.

Комментариев нет: